Инвентаризация и ее значение

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств.

Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации необходимо:

· для фиксирования хозяйственных явлений, неподдающихся повседневному наблюдению в текущем учете. Например, изменение массы и количества товарно-материальных ценностей в связи с изменением в условиях хранения;

· для установления расхождений, вызванных ошибками в учете;

· для контроля за материально-ответственным лицом. Выявляются расхождения фактического наличия товарно-материальных ценностей и данных учета, которые возникают в результате обвесов или обмеров при приемке и передаче ценностей, подсчете денег.

Регламентируется порядок проведения инвентаризаций Законом Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности» и Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом МФ Республики Беларусь от 05.12.95. № 54.

В соответствии с Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности » проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:

1. при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, а также при купле-продаже;

2. при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

3. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

4. при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

5. при выявлении фактов хищения и ( или) порчи имущества;

6. в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Инвентаризации, проводимые в организациях, классифицируют по ряду признаков.

По степени охвата имущества и обязательств различают:

-полные инвентаризации — охватывающие все без исключения стороны деятельности организации,

-частичные инвентаризации — охватывающие один или несколько видов деятельности организации.

По порядку и методу проведения бывают:

-плановые инвентаризации, проводимые в соответствии с установленным графиком,

-.внезапные инвентаризации, проводимые ввиду чрезвычайных обстоятельств (хищений, аварии и т. п.).

В зависимости от объекта проверки различают:

- натуральную проверку, состоящую в непосредственномнаблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера.



-документальную проверку, заключающуюся в подтверждении имеющейся дебиторской задолженности, финансовых обязательств и т.п. непосредственно документами.

Для проведения инвентаризации создается в организации постоянно действующая инвентаризационная комиссия. в ее состав входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты и др.). Могут быть включены также специалисты внутреннего аудита организации или независимого аудита.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации в разных местах создаются рабочие инвентаризационные комиссии

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. Отсутствие хотя бы одного из членов комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

По результатам инвентаризации составляется инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.. Не допускается оставлять в описи незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок производится корректурным способом. Эти документы подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, причем материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких- либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

На основании описи и актов в бухгалтерии составляется сличительная ведомость, но только по тем ценностям, по которым установлены отклонения от учетных данных.

Используя данные сличительных ведомостей и письменные объяснения материально ответственных лиц, инвентаризационная комиссия принимает решение о регулировании инвентаризационных разниц. Свое решение она оформляет протоколом.



Недостачи различных видов предварительно, до установления причин и виновников их возникновения, относят в дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость недостачи, а по кредиту— их списание. Отражение на счетах результатов инвентаризации можно представить в виде следующей схемы .


inventarizaciya-osnovnih-sredstv.html
inventarizaciya-raschetov-s-debitorami-i-kreditorami.html
    PR.RU™