Инвестиционная политика как инструмент государственного регулирования экономики

Инвестиционная политика включает комплекс мероприятий, реализуемых в целях стимулирования инвестиционной активности, повышения эффективности, надежности размещения и использования инвестиционных ресурсов, а также для обеспечения контроля за направлениями вложения средств.

Целью инвестиционной политики с точки зрения органов власти различных уровней является обеспечение пропорционального социально-экономического развития на подотчетных им территориях.

Инвестиционная политика включает использование законодательных актов различного уровня, обеспечивающих защиту прав субъектов инвестиционной деятельности, а также систему хозяйственных решений и мероприятий, предполагающих направление государственных и муниципальных средств субъектам экономической деятельности для реализации проектов социально-экономического характера.

Основными правовыми актами, определяющими политику государственного регулирования инвестиционной деятельности, являются:

· Закон РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (см. выше);

· Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

· Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «Об инвестиционных фондах».

· Федеральный закон от 28.11.2011 г. № 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об инвестиционном товариществе».

В законе РСФСР 1991г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» указано, что «Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами» страны и местными советами в пределах их компетенции и осуществляется:

- в соответствии с государственными инвестиционными программами;

- прямым управлением государственными инвестициями;

- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе, выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

- в соответствии с установленными законодательством условиями пользования землей и другими природными ресурсами;



- посредством контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе, объектов незавершенного строительства;

- экспертизой инвестиционных проектов.

Субъекты федерации в рамках проведения инвестиционной политики принимают свои нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным актам и регулирующие инвестиционную деятельность на региональном уровне.

В Тульской области такими актами являются:

1. Закон Тульской области от 18.12.2008 № 1181-ЗТО (ред. от 20.11.2014) «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

2. Закон Тульской области от 06.02.2010 № 1390-ЗТО (ред. от 20.11.2014) «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области»;

3. Закон Тульской области от 15.07.2013 № 1976-ЗТО «Об инвестиционном фонде Тульской области»;

4. Постановление правительства Тульской области от 17.12.2013 № 755 (ред. от 07.08.2015) «Об утверждении государственной программы Тульской области "Улучшение инвестиционного климата Тульской области"»;

5. Постановление правительства Тульской области от 18.12.2013 № 759 (ред. от 01.10.2014) «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области»;

6. Постановление правительства Тульской области от 16.07.2013 № 354 (ред. от 25.12.2014) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществившим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области»;

7. Распоряжение правительства Тульской области от 11.12.2013 № 1113-р «Об утверждении Инвестиционной стратегии Тульской области до 2030 года».



В рамках данных нормативно-правовых актов наш регион устанавливает правовые и экономические условия инвестиционной деятельности, определяет формы ее государственной поддержки с целью создания режима максимального благоприятствования для участников инвестиционного процесса вне зависимости от их организационно-правовых форм.

В частности в регионе предусмотрена система гарантий и преференций для инвесторов:

а. ставка налога на прибыль снижена до 15,5%;

б. предусмотрено полное освобождение от налога на имущество;

в. из бюджета субсидируют затраты на строительство инженерной инфраструктуры;

г. из бюджета субсидируют затраты на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения предприятий;

д. предлагается содействие при таможенном оформлении, государственное сопровождение при прохождении согласовательных процедур на всех этапах реализации инвестиционного проекта; в Тульской области это ООО «Корпорация развития»

е. предусмотрено обучение производственников по специальным программам в региональных ВУЗах.

Перспективы инвестиционной деятельности до 2030 года изложены в Инвестиционной стратегии Тульской области до 2030 г.

Она представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти области по созданию благоприятного инвестиционного климата в Тульской области и акцентирует внимание на инвестициях, как ключевом элементе в системе стратегических целей и задач Тульской области.

Главной стратегической целью инвестиционной политики Тульской области является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для активизации предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого экономического роста и создание комфортных условий инвестиционного потенциала области и достижение к 2030 году следующих целевых показателей:

• увеличение годового объема инвестиций в основной капитал до 278 млрд, руб.;

• увеличение инвестиций в основной капитал на душу населения до 180 тыс. руб. на 1 чел. в год;

• создание 177 тыс. высокопроизводительных новых рабочих мест

со средней заработной платой в 45 тыс. рублей [3].

Основными задачами данной стратегии являются:

1) создание эффективной системы взаимодействия на основе механизмов государственно-частного партнерства между органами исполнительной власти, местного самоуправления и инвесторами для реализации инвестиционных проектов;

2) расширение инфраструктурных возможностей области для реализации инвестиционных проектов;

3) снижение административных барьеров и создание благоприятной экономической и правовой среды, способствующей расширению научно- технического потенциала;

4) развитие механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, создание системы льгот и преференций для участников инвестиционного процесса;

5) создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование положительного инвестиционного имиджа Тульской области;

6) формирование кадрового потенциала за счет развития профессионального образования, ориентированного на потребности новой экономики в области [3].

Возможность решения поставленных задач подтверждает долгосрочный кредитный рейтинг агентства Fitch Ratings, по национальной шкале равен «А+(rus)», прогноз - «стабильный», по международной шкале в национальной и иностранной валютах - «ВВ-», что на 3 ступени ниже суверенного. Fitch ожидает, что операционный баланс Тульской области будет подкрепляться дальнейшим расширением налоговой базы региона и будет достаточным для обслуживания долга в 2014-2016. В 2013 г. Операционный баланс улучшился до 5,4% от операционных доходов с 3% в 2012 г. ввиду роста налогов и текущих трансфертов из федерального бюджета [17].

В силу сложившихся исторических традиций, а также выгодного географического положения Тульская область является привлекательным регионом для осуществления инвестиций, что обусловлено следующим:

1) высоким потенциалом рынка и уровень спроса на товары промышленного и потребительского назначения. Тульская область находится в центре одного из крупнейших промышленных комплексов в стране. В радиусе 500 - 600 км, экономически выгодном для транспортировки большинства видов продукции с высокой долей транспортных издержек, находятся пять субъектов РФ (Московская область, Калужская область, Орловская область, Липецкая область, Рязанская область) с населением более 12 млн. человек;

2) наличием высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки квалифицированных кадров. В области расположены три крупных высших учебных заведения: Тульский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого и Новомосковский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева». В Тульской области действуют 8 филиалов центральных российских государственных вузов, 6 негосударственных высших учебных заведений, 5 филиалов негосударственных организаций высшего профессионального образования и более 10 представительств государственных и негосударственных организаций высшего профессионального образования. В организациях высшего профессионального образования, включая все филиалы и представительства, обучаются около 45 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - более 25 тыс. человек.

3) высоким промышленным потенциалом. Отличительной особенностью области является соотношение экспорта и импорта - 6,2 (по России данный показатель составляет только 2,0). Экспортную ориентацию обеспечивают в основном предприятия черной металлургии (экспортируют около 70% продукции) и химической промышленности (около 50%).

4) доступностью минерально-сырьевых ресурсов. Область обладает запасами бурого угля, оцениваемыми в 1,5 млрд, тонн, стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами примерно 200 млн. т., различных строительных материалов - известняков, глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, крупные месторождения торфа, источники минеральных вод;

5) благоприятной административной средой. Тульская область стала

одним из первых регионов, на территории которого осуществляется внедрение, положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;

6) богатым культурным наследием и наличием территорий, имеющих историческое и культурное значение, в том числе: Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»» и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поел», которые являются притягательными для привлечения инвестиций в развития туристического бизнеса [3].

SWОТ-анализ инвестиционной привлекательности области представлен в таблице 2.

Таблица 2

SWOT- анализ инвестиционной привлекательности Тульской области

Сильные стороны: - Выгодное транспортно- географическое расположение; - Богатое культурное наследие; - Обширные запасы энергетических и строительных полезные ископаемых - Режим административного и налогового благоприятствования; - По сравнению с другими областями достаточно развита инфраструктура; - В Тульской области сохранился индустриальный каркас экономики - Наличие высококвалифицированных кадров Слабые стороны: - Инфраструктурные ограничения: электросетевые лимиты по газоснабжению; - Высокая доля ветхого и аварийного жилья; - Высокий уровень загрязнения окружающей среды; - Сложная социально-демографическая ситуация; - Слабое развитие финансовых институтов; - Недостаточное количество инфраструктурно-подготовленных инвестиционных площадок; - Высокий уровень износа основных фондов
Возможности: - Выстраивание конечных технологических цепочек с максимизацией создания добавочной стоимости в химической и металлургической отраслях, машиностроении и пищевой промышленности; - Строительство транспортной инфраструктуры и мультимодальных логистических комплексов на юге области; - Обеспечение подключения части промышленных потребителей и возведения новых жилых микрорайонов за счет пуска в эксплуатацию двух блоков Черепетской ГРЭС мощностью 450 МВт начиная с конца 2013 года; - Освоение угольных месторождений для нужд химической промышленности при разработке технологий нового поколения использования угля; - реализация планов руководства региона по развитию инвестиционной инфраструктуры, включая заявленное строительство индустриальных парков в 6 районах области; - расширение спектра мер административной и налоговой поддержки (в т.ч., добавление линейки льгот по транспортному налогу, земельному налогу, обеспечение субсидирования процентов по кредитным и лизинговым платежам); - организация формирования кадрового потенциала за счет развития профессионального образования; - установление системы долгосрочного тарифообразования в ЖКХ (5-7 лет), и предоставление государственных гарантий на тарифы на срок окупаемости. Угрозы: - Продолжение оттока наиболее профессиональных кадров в московский регион; - Риск «эффекта воронки»: притяжение ресурсов отдельными промышленными центрами в ущерб комплексному развитию тульской агломерации; - Ограничение развития туристической отрасли: пренебрежение проблемами плохой экологической ситуации в районах, наиболее привлекательных для развития данного бизнеса - Нерешение проблемы ветхого и аварийного жилья при ограничении объемов бюджетной поддержки предельным уровнем государственного долга


inzhenernie-sooruzheniya-v-drevnem-rime-mosti-i-akveduki-rimskie-termi.html
inzhenerno-geodez-iziskaniya-trass-linejnih-sooruzhenij.html
    PR.RU™