Инженерные сооружения в Древнем Риме (мосты и акведуки). Римские термы.  

Инженерные сооружения в Древнем Риме (мосты и акведуки). Римские термы.

1.«Сервиева стена» названа в честь царя Тулия Сервера, сложена из прямоугольных туфовых блоков (60x60x120) укладывались камни тычками и ложком. Стена состояла из 3-х частей: Наружная(l=15м), земляной вал и небольшая стена меньших размеров(общая ширина составляла 22-23м).

2.Аппиева дорога. 321 г д н э качественное сооружение. Представляла собой многослойную структуру h=90см. Сначала выстраивалась опалубка, засыпался щебень, далее заливался бетон, сверху укладывались плиты(по прочности превосходили современные дороги по прочности в 100 раз). Был построен водопровод по типу греческой системы где вода поступала из источника расположенного в 17 км. от города. В скалах прорубали тоннель h=1,50м, ш=50см, l=17км.

3.Акведуки: 1.Акведук Клавдия(h=27м). Аркады акведука выполнены из тесанного камня, сверху проходил бетонный жёлоб. За день переправлял 200м³ воды. Дефекты моста – плохая обработка и подгонка камня, часть камней похищена и заменена на менее плотный известняк. Форта Маджоре входит в состав акведука в верхней части проходил канал, который нес воду. 2.Акведук в Сеговии состоял из 3х частей: 1.Канал на аркаде для водоснабжения; 2.Резервуар(300м); 3.Подводка к городу. Верхний ярус h=11м с шипами, сверху него шёл жёлоб, h 1го яруса менялась из-за неровности рельефа; hmax доходила до 28,5м. В этой части арки сужались к центру, здесь же был устроен аттик с бронзовыми буквами.

4.Мосты: - Мост императора Августа в Римине(пятиарочный). Арки выложены 1м рядом камней; карниз показывал центр проходил на уровне проезжей части, он держался на кронштейнах. Центр выделялся аттиком, ширина арочных проёмов 8-9 м. Сделан из мраморного известняка. - Мост Алькантара(в Испании) построен при Трояне, через реку Таб. h моста 45 метров, выполнен из тёсаных каменных блоков(h=60см). 8-ми пролётный мост по центру делила арка перекинутая через дорогу. Арки моста выполнены 2х рядной кладкой, ограждения парапетом.. 2ой ряд немного выступил, образуя архивольт. - Гарский мост долина реки Гар недалеко Нима , изначально был акведук. h=48м, арки сделаны из 3х-4х колец. 2-3ий ярусы одинаковая ширина арок. Использован принцип зол сечения h/длине=1,618.

5 В.До н. Э. - 5 в. Н.Э.Образцом для римлян служила греческая архитектура. Создаются новые виды сооружений общественного и инженерного назначения: цирки, амфитеатры, термы, базилики,мосты и акведуки (арочные конструкции для снабжения городов водой). Для решения новых задач уже недостаточно было стоечно-балочной системы.К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима) в Риме, сохранившийся до наших дней.Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. .Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.Арки использовали и при строительстве акведуков, водопроводов, которые доставляли в Рим и другие города Империи чистую воду из горных источников. Если на пути водопровода встречались реки или овраги, строители воздвигали аркады, которые поддерживали водопроводный канал. Первый водопровод появился в Риме еще в IV веке до н. э., а к III веку н. э., когда население столицы превысило миллион человек, город имел одиннадцать акведуков.Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.



Акведук в Сеговии (середина II в.) — одно из самых замечательных произведений инженерного искусства, снабжающий до сего времени город водой (рис. 158). Одной из важнейших особенностей его является огромная по высоте двухъярусная аркада на отрезке трассы, проходящей через долину в центре города. В Северной Африке в правление Антонинов (II в.) был сооружен огромный акведук в Карфагене, крупнейший не только в Северной Африке, но и вообще во всем античном мире. Он брал воду на расстоянии, превышающем 130 км от города, и подходил к нему в виде двухъярусной аркады, доходившей по высоте до 40 м.



С представлением о римском городе тесно связан образ надземного водопровода, который придавал характерный облик городскому ансамблю. Даже сейчас, находясь в развалинах, акведуки производят большое впечатление, а в Риме их было 14 и 4 из них действуют до сих пор.

К числу наиболее замечательных инженерных сооружений II в. н.э. относится и так называемый Гардский мост в Южной Франции, являющийся частью акведука, снабжавшего водой город Немауз. Он представляет собой могучую аркаду, несущую водопроводный канал над долиной реки Гар (рис. 163, 164). Поскольку при грандиозной высоте памятника (48, 75 м) ему не угрожали паводковые воды, здесь можно было создать многоярусную крупнопролетную аркаду, которой избегали на горных реках, чтобы не создавать препятствий для прохода воды при ее высоком уровне.

Алькантарский мостМетрическое соеденениетреумфльной арки и моста-это римский каменный арочный мост, пересекающий реку Тахо в непосредственной близости от города Алькантара в испанской автономной области Эстремадура, приблизительно в 5 километрах от португальской границы, и считающийся самым крупным сохранившимся римским мостом.

Он состоит из 6 арок разной ширины, а его длина составляет 194 метра. Ширина проезжей части моста составляет 8 метров, а её высота над нормальным уровнем зеркала реки Тахо – около 50 метров, причем общая высота строения равна 71 метру. Две центральные арки шириной соответственно 27,34 и 28,60 метров относятся к числу самых крупных античных арочных конструкций, дошедших до наших дней. Прямоугольные опоры моста имеют в основании сечение около 12,20 х 8,30 м и оснащены с двух сторон треугольными волноломами длиной около 8 м. Стоят опоры непосредственно на подпочвенной сланцевой скальной породе, в которой были вырублены платформы фундамента. Алькантарский мост возведен без использования строительного раствора путем квадровой кладки правильных блоков (opus quadratum), причем в некоторых местах, например, в нижней части опор, отдельные блоки соединены между собой металлическими скобами.

В центре моста установлена триумфальная арка высотой около 14 метров, посвященная императору Траяну. Кроме того, на его юго-восточной стороне был возведен храм неизвестного предназначения, в котором находилась гробница Гая Юлия Лацера, архитектора этого моста. На храме имелась ныне реконструированная мраморная надпись, в которой указано имя архитектора и предназначение моста – пережить века. И он поразительным образом выполнил это предначертание.

Данное сооружение было построено приблизительно за 5 лет в первом десятилетии 2-го века нашей эры в эпоху императора Траяна. Столь быстрое строительство было обеспечено за счет высокоорганизованной системы снабжения, транспорта и центрального управления Римской империи. Благодаря этому удалось сосредоточить в определенном месте большое количество рабочей силы. Причем к работам были привлечены не только вольнонаемные рабочие, но и рабы. Возведение Алькантарского моста было завершено, вероятно, в 105 или 106 году нашей эры.

Появление римского бетона (раствор из извести, песка и щебня) позволило применять арочные и сводчатые системы взамен стоечно-балочных - помогли перекрывать большие пространства зданий.

Появляется ордерная аркада(ряд арок, опирающихся на колонны). В многоэтажных зданиях ордер используется как декоративное средство, (не является несущей конструкцией, а просто накладывается на стену). Большие помещения перекрывались сводами и куполами.(система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рационально ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древне-римском амфитеатре - Колизее в Риме. В 70-90 гг. был построен крупнейший амфитеатр античной эпохи Колизей, предназначенный для боев гладиаторов и других состязаний. Представляет собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей рассчитан на 50 тыс. зрителей, имеет овальный план (190х156 м) и высоту нар. стен - 50 м. Фасад решен в виде многоярусной ордерной аркады. Арена имела подвижной пол, который мог подниматься и опускаться, она могла заполняться водой, и тогда в Колизее устраивались морские сражения.так же примеры: Амфитеатр в Вероне( 1 в н э)Амфитеатр в Ниме, 90-12

4.Римские термы - сложные комплексы многочисленных помещений и дворов. Огромные мраморные залы со сводчатыми потолками и колоннами. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений. В термах находились помещения для занятий атлетикой, залы для отдыха и бесед. Основные помещения: 1.Аподитерий – раздевалка с кабинками, если мылся богатый, то одежду стерег раб; 2.Фригидарий – холодная баня с бассейном; 3.Тепидарий – тёплая баня с бассейном; 4.Кальдарий – горячая баня; 5.Лаконик – парильня.

Знаменитые термы Каракаллы (3в.)одновременно вмещали 1500 чел. Центральный зал имел форму ротонды.

Термы Диоклетиана (306 г)

Наиболее значительные общественные здания в Риме возводились вокруг форума. Во 2в.н.э. создан форум имп.Трояна. В честь памятных событий на форумах воздвигали триумфальные арки и колонны. Троянская - обвита лентой рельефа, изображающего победоносные походы имп. Трояна.

39. Пантеон в Риме. Особенности планировочного, пространственного и конструктивного решений.

2в н.э – ок 125г. император Адриан. архитектор – Аполлодор Дамасский, хотя считается, что авторство принадлежит императору Адриану)

ПАНТЕОН (греч. храм, посвященный всем богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. Пантеон был постоен в 115-125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гро

Пантеон — самый значительный по размерам римский купольный храм. Древняя Греция не знала этого сферического охвата пространства, а Европа позднейших времен узнала благодаря Риму.В основе постройки лежит квадрат (стофунтовый греческий квадрат) он строился на метрике и геометрии Парфенона. Высота и диаметр пролета купола Ротонды, как часто называют этот памятник, практически равны: высота — 42,7 м, диаметр купола — 43,4 м, толщина стен - 6,3, к ротонде пристроен мощный портик .Для строительство купола была использована система самоапорныхшвов, в нижней части использовалась травентиновая крошка, чем выше тем травентин вымещался туфом, а затем пемзой, купол оформлен Киссонами в 5 рядов уменьшающихся к верху(перспективный квадратный декор) что делает его более воздушным. Высота стен принята равной половине общей высоты, Внутри здание членится четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Против средней полуциркульной ниши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа. Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера. Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 м, до XVIII в. расчлененный пилястрами из цветного мрамора..Верхнему ярусу придана роль аттика

Купол опирается на восемь опор — пилонов, соединенных арками. Один из пролетов арки служит входом в храм.Купол Пантеона — подлинное чудо инженерного искусства. Это правильная полусфера диаметром 43,2 м и высотой почти равной высоте стен, древние сравнивали этот купол с небесным сводом.В этом храме есть только один источник света — круглое девятиметровое окно, прорезанное в центре купола, «глаз Пантеона», как его иногда называют. Отсюда вниз падает сияющий световой столб. Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом, — вот, пожалуй, главная идея, воплощенная в архитектуре этого храма, к счастью, сравнительно хорошо сохранившегося.

40. Зарисовка 19. Пантеон в Риме (план)


is-pochta-kommunalnie-platezhi.html
is-the-fuse-value-appropriate-to-the-wire-size.html
    PR.RU™